Репетитор «на пять»

Как подобрать репетитора для ребенка? Мнения сыктывкарских экспертов в области школьного образования.

Репетиторство – коммерческая деятельность, давно перешедшая из разряда скромной подработки учителя на пенсии в разряд бизнеса с растущим доходом. Необходимость нанимать частного учителя подстегнута и ежегодно меняющимися требованиями сдачи государственного экзамена, и постоянно растущей планкой прохождения конкурсов в ведущие ВУЗы страны. В последнее время репетиторство стало и частью семейного бренда. А ваш ребенок ходит к репетитору? Как? Неужели он занимается только в школе?

Стоимость часа общения с репетитором в Сыктывкаре колеблется от 700 рублей до 1000 рублей. Дороже всего стоят занятия по литературе - причина в том, что дети не читают книг. На втором месте английский язык с его трудностями произношения.
На смену поиску репетитора через «знакомых знакомых», пришла реклама. Фирмы, предоставляющие услуги, набирают лучших специалистов, выкладывают на сайты их портфолио, характеристики, отзывы родителей и прочие результаты. Словом, есть, из чего выбрать, но так называемый «человеческий фактор» остается ведущим – ребенку или понравится учитель или нет. Тем не менее, родители могут определить подходящего репетитора, задав ему несколько наводящих вопросов.

Вы работаете в школе?

Первое, что следует узнать у потенциального репетитора – работает ли он в школе, поскольку педагогическое образование может во многом не совпадать с действительностью. У студентов педвуза не высокие цены, но и от практики теория далека. Пенсионеры при всем своем опыте могут быть уже не знать последних требований школьной образовательной ступени.

А программу знаете?

Принципиально важно, чтобы репетитор работал по программе именно вашей школы. Несовпадения в программах доходят до того, что одну и ту же часть речи в разных школах могут осваивать в разных классах – на год раньше и на год позже. Хороший репетитор знает несколько программ.

Ирина Малькова, мама школьницы:«Нам пришлось обратиться к репетитору по английскому языку в шестом классе. Дочка пожаловалась, что не успевает усваивать темы на уроках - всё «галопам по европам», а она любит учиться основательно. Мы нашли репетитора по объявлению в интернете, девушка сама откликнулась. В итоге репетитор помогла восполнить пробелы, за два месяца мы поднялись уже с тройки до четверки, думаю, что будем продолжать заниматься с репетитором и дальше. На занятиях с репетитором происходит общение ребенка с учителем, репетитор ориентируется на личный темп ученика, подстраивает программу под него, в дальнейшем, узнав темперамент и характер ученика, репетитор выстраивает урок с учетом интересов ребенка».

С отстающими какие у вас результаты?

Теперь про подводные камни. Сыктывкарские репетиторы с громким именем могут делать себе имидж на работе только с «сильными» детьми, имеющими лишь скромные пропуски по болезни. С такими ребятами работа идет быстро и продуктивно – есть, чем похвастаться. Зато с действительно отстающими учениками «звездный» репетитор может не справляться.

Где вы занимаетесь?

Репетитор, соблюдающий профессиональную этику, занимается в ребенком только в тихом, оборудованном помещении. Он не поведет его к себе домой и не придет на дом. И уж тем более не станет заниматься с учеником под недремлющим оком родителя.

Галина Шебанова, учитель, школа № 21 (опыт – более 20 лет), г. Сыктывкар: «Не нужно скрывать от учителя, что вы ходите к репетитору, так как учитель может что-то подсказать, рассказать о ребенке частнопрактикующему учителю. Очень важен контакт четырех участников процесса обучения – родителя, учителя, репетитора и ребенка. Если все они понимают конечный результат этой работы и двигаются в одном направлении, толк будет. А вообще, я считаю, что репетитора нужно нанимать только при серьезных пропусках уроков, например, после длительной болезни или при поступлении в один из лидирующих ВУЗов, в остальных случаях необходимость дополнительных занятий не столь велика, это, отчасти, искусственно созданный спрос».

Как вы сами оцениваете результаты своей работы?

Достойный репетитор оценивает не высокие баллы своего ученика, а разницу в баллах на входе и на выходе. Если она очевидна, значит, работа была продуктивной.

Ксения Авдеева, ученица 10 класса, школа № 43 г. Сыктывкар: «Мне скоро поступать в ВУЗ, я выбрала архитектора. В нашей школе мы много времени уделяем русскому языку, а вот математике – не очень, но мне сдавать ее в институте, поэтому я ходила к репетитору. Мне не очень понравился репетитор и его занятия были неинтересными, меня заставляли туда ходить. Сейчас мы с мамой хотим попросить позаниматься со мной кого-то другого».

Как вы выстраиваете работу с учеником?

Репетитор обязательно должен провести диагностику. После этого вместе с родителями он намечает цели, обговаривает количество занятий, график, стоимость. Честный репетитор не станет обещать результаты за одну-две встречи. Он назначит курс занятий и будет строго соблюдать график. Кроме того, он предупредит о том, что отношения с ребенком или родителями могут не сложиться – и такое бывает.

Сергей Шешуков, учитель, репетитор по русскому языку и литературе, г. Сыктывкар: «Родителям следует наблюдать за процессом занятий с репетитором: у ребенка должна наблюдаться динамика в учебе и развитии. Она может быть выражена в эмоциональной и поведенческой стабильности и, конечно, в улучшении отметок в школе. Когда мы предварительно договариваемся с родителями, я, например, спрашиваю о характере ребенка, его увлечениях. Это помогает найти подход к ученику и верно выстроить стратегию подготовки. На занятиях мы не только "закрываем пробелы" в знаниях, но и общаемся. Вероятно, в школе такого демократичного и доверительного общения со взрослыми не складывается. На прежнем месте работы меня критиковали за это. Я работаю по-своему».

Когда и где вы можете познакомиться с моим ребенком?

Сложность в том, что репетитора выбирают не родители. Ученик должен опознать репетитора как своего учителя, наставника и друга. Это называется - контакт. Есть контакт – есть результаты. Нет контакта – ну, сами понимаете…

По мнению и репетиторов, и учителей, хороший специалист по индивидуальным занятиям должен быть строгим, требовательным, тактичным, деловым, профессиональным, творческим и интересным человеком, способным увлечь ученика учебой, помочь взглянуть на привычные вещи по-новому.