На этой неделе журналисты столичных СМИ обратились к теме «лефортовских узников». Так, обозреватель «Московского комсомольца» навестил в праздничный день, 23 февраля, нескольких высокопоставленных «сидельцев» московского следственного изолятора «Лефортово», включая бывшего главу республики Вячеслава Гайзера, пишет "Трибуна".
А в тюрьме завтрак, макароны…
– Меню в изоляторе даже 23 февраля не праздничное, — сообщает «МК». — На завтрак — макароны, на обед — гороховый суп, рагу и рыба, на ужин — пшенная каша. Многие пытаются сами накрыть праздничный стол. Делают, к примеру, фруктовые салаты, рыбную нарезку (из селедки и семги, которые продаются в тюремном ларьке).
Ассортимент местного «магазинчика» совсем скудный. В нем нет овощей (помидоров, огурцов, лука и чеснока), не говоря уже о вареной колбасе, сырах, тортах, и всего того, что предлагают другие изоляторы. В «Бутырке», к примеру, можно заказать помимо пиццы настоящий праздничный ужин с оливье, винегретом и прочими традиционными блюдами.
Стопка писем из Коми
В камере Вячеслава Гайзера уютно. Все аккуратно расставлено по полочкам, никакого бардака. Он сам приветлив, улыбчив. На столе лежит огромная стопка писем в конвертах.
— Это все близкие пишут? — интересуются у арестанта.
— Нет, коллеги и простые жители Коми. Сам не ожидал, что не забудут.
Гайзер, видно, много читает. Присматриваемся к книгам. «Закон божий», «Житие святых», «Записки священника» и все в таком духе.
— Вы уверовали за решеткой?
— Я всегда верил. Просто времени на это не хватало. Тюрьма — то самое место, где останавливаешься в своем беге.
— 23 февраля мы отмечаем сладким столом, — продолжает Гайзер, указывая на банки меда, миндаль, шоколадные батончики «Сникерс» и «Марс». — И спортом…
По словам экс-главы, он занимается силовой гимнастикой, приседает и отжимается.
«Жил, как Корейко»
А журналисты московского канала ТВЦ провели расследование о последних нашумевших коррупционных делах под громким заголовком «Удар властью».
В списке «высокопоставленных казнокрадов» оказались губернатор Сахалина Александр Хорошавин, экс-глава Коми Вячеслав Гайзер, вице-губернатор Подмосковья Алексей Кузнецов и другие.
Увы, сюжет, посвященный Вячеславу Гайзеру, оказался наименее информативным. Телевизионщики по сути еще раз пережевали новости, съеденные и переваренные зрителями и читателями еще в прошлом году.
В эфире экс-главу с пафосом обличали президент Торгово-промышленной палаты РК Саркис Манасарянц (по его словам, «это была реальная банда»), политолог Андрей Никулин, напомнивший, что банк, которым руководил Гайзер, был фактически «кошельком» айвенговской ОПГ, бывший главный редактор газеты «Красное знамя» Евгений Горчаков, вспомнивший о безнаказанном поведении ОПГ, и сыктывкарский журналист Валерий Черницын.
Александр Зарубин, находящийся в международном розыске, упомянут в «Ударе власти» как «правая рука» Гайзера.
«Вячеслав Гайзер имел образ человека, любящего народ и малую родину. И простые люди не знали, что множество предприятий в республике — ЛВЗ, хлебокомбинат, птицефабрика — ушли в частные руки, а доходы не попали в казну», — отметили авторы телесюжета.
При аресте, в очередной раз сообщили телевизионщики, в сейфе губернатора нашли миллионы рублей, десятки дорогих часов и документы на самолет, хотя сам В. Гайзер «жил, как Корейко», — скромно и неприметно, о чем в передаче рассказала его соседка Ксения Иванова.
Но жители республики, из которой «отжали миллиард», прозябали в нищете, утверждают журналисты телеканала.
А своеобразный итог «коррупционного правления» подвел Саркис Манасарянц: «Сегодня республика — реципиент, а не донор Российской Федерации. Это оскорбительно для нас».
Узниками «Лефортово» были Солженицын и Сталин
Военная тюрьма «Лефортово» была построена в 1881 году. С тех пор неоднократно перестраивалась.
В годы «большого террора» тюрьма использовалась НКВД как место для пыток. С 1954 г. — следственный изолятор КГБ. В 2005 году СИЗО передали в ведение Минюста РФ.
В Лефортово сидели многие известные люди: маршалы Блюхер и Мерецков, писатели Александр Солженицын и Эдуард Лимонов, сын Сталина Василий, правозащитники Владимир Буковский и Валерия Новодворская. «Сидельцы» новейшей истории: Руслан Хасбулатов, Александр Руцкой, полевой командир Салман Радуев и экс-мэр Махачкалы Саид Амиров.