Сыктывкарский ученый рассказал, где в Коми хотели поставить атомную электростанцию

Экскурсия в Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера состоялась в рамках «дней открытых дверей» КНЦ РАН.

Николай Алексеевич Манов, который возглавлял отдел энергетики с 1975 года, познакомил нас с комплексом энергетических систем республики и ответил на различные вопросы немногочисленных гостей. Так, участники экскурсии узнали, что в нашем регионе работают четыре электростанции, крупнейшие из их Воркутинская и Печорская. Последняя, даже работая не в полную мощь, с лихвой обеспечивает весь центр республики электричеством.

- Николай Алексеевич, были ли когда-нибудь планы поставить в Коми гидроэлектростанцию или атомную?

- Маленькие гидроэлектростанции возводились на южных реках во время Великой Отечественной войны, каждая обеспечивала отдельный район — Сысольский, Усть-Куломский и другие. Атомная станция сначала проектировалась в районе Кослана. Но ведь Удорский район числится как местность, куда могут упасть отделяемые части ракет, которые запускаются с Плесецка. Поэтому идею отложили. Все наши нынешние электростанции работают или на угле, или на газе.

- Как перерабатываются отходы?

- По сути, эти экологические вопросы не решаются. В Воркуте, например, уже накопились огромные отвалы золы, которые республика не утилизирует. Я бывал в Израиле, там электростанции тоже работают на угольном топливе, - как ни искал, нигде не нашел даже намека на золу, - они ее используют как вторичное сырье.

- Почему в республике не используют энергию ветра или тепло недр земли?

- Перед тем, как что-то возводить ученые, экономисты, энергетики всегда просчитывают рентабельность. Да, ветряки — это экологично, посмотрите, вся Дания ими уставлена. На Камчатке электричество получают, пробурив землю. На юге России работают солнечные генераторы. Но для Коми самое прибыльное — это использовать те топливные ископаемые, которые тут же и добываются.

- Николай Алексеевич, работают ли ваши исследователи над такими проблемами как, например, замена нефтяного топлива в автомобилях на электрическое?

- Электромобили — это тема больше политическая, чем научная. Ученые всего мира интересен этот вопрос, и, вы знаете,  электромобили как разработки уже существуют. Но за производством и продвижением бензиновых двигателей стоят интересы крупных промышленников.

В ходе экскурсии мы узнали, что сыктывкарские ученые лаборатории энергетических систем больше трудятся над вопросами правильного распределения энергии, создания механизмов быстрого автоматического реагирования на неполадки в сети и моделирования искусственных нейронных сетей. О том, как сыктывкарские ученые создали машину, которая "умнее" человека, мы расскажем в следующий раз.

энергетика экскурсия
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии
Exchange Rates
USD 93,308
EUR 99,417