Что нового в этом году ждать ученикам школ и их родителям?
Изменения коснуться проверки знаний детей. Девятиклассники теперь будут сдавать четыре экзамена: кроме обязательных математики и русского языка, можно будет выбрать еще два предмета из списка (физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранный язык, информатика). Причем, результаты ГИА по двум предметам, выбранным из перечня, в этом году не будут влиять на выдачу аттестата. А вот в 2017 году школы их будут учитывать.
Четвероклассники с этого года станут обязательно писать Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. По словам экспертов, они не являются государственной итоговой аттестацией, их можно сравнить с обычными годовыми контрольными работами. Это, скорее, срез уровня знаний, которые дает конкретная школа.
В 2016 году в школы будут внедряться новые методы инклюзивного обучения. Сегодня лишь в двадцати процентах школ есть условия для обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В России примерно 500 тысяч детей-инвалидов, плюс дети с особенностями развития, которые не имеют инвалидности и нуждаются в специальных условиях обучения. Пока переход на стандарты инклюзива многие школы пугает, и дело не только в материальных условиях - пандусы, специальные доски, книги со шрифтом Брайля, компьютеры со специальной клавиатурой в некоторых школах есть. Проблема в кадрах и методике обучения.
Стандарт для инклюзива учитывает разные группы особенных учеников - глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с задержкой развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, аутистов. Самые сложные ученики для обычных школ - с задержкой умственного развития и аутисты. Для таких детей по новым требованиям в школах должно быть организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Например, если в обычную школу приходит ребенок-аутист, для него нужно организовать особое рабочее место. Лучше всего у стены, за индивидуальной партой, может быть, даже предусмотреть ширму. А если речь идет о начальном образовании, то в классе будет уместен игрушечный домик или даже палатка. У таких детей большие сложности с общением, поэтому учителю надо быть готовым к тому, что с ребенком придется общаться с помощью карточек, планшета, таблиц, схем и проверять знания в виде тестов. Более того, правила не запрещают таким детям приносить из дома любимую игрушку, заниматься в классе лежа на полу. Для дефектологов в таком поведении детей ничего необычного нет, но для среднестатистического учителя многое в так называемом коррекционном компоненте непривычно.