Китайский рынок электромобилей переживает настоящий бум, но, похоже, некоторые производители довольно буквально «сгорают» на этом. Вроде бы все хорошо — доля электромобилей и гибридов в продажах автомобилей растет, но при этом большинству компаний не до смеха: убытки колоссальные, как будто денег на разработку новых автомобилей китайцы берут в кредит, не задумываясь о том, как их потом заработать.
Наверное, китайские производители электромобилей в данной ситуации похожи на персонажа анекдота, который построил дом из шестиугольных кирпичей, но подсчитал, что получилось пятиугольное здание, и теперь не знает, как закрыть последнюю дыру.
Они стараются сориентироваться в этом мире, но так и не понимают, как уйти в плюс.
Очевидно, что конкуренция на рынке электромобилей в Китае жесткая, как будто происходит гонка, в которой каждый пытается опередить других, но ни один не хочет признать, что у него «колесо отлетело» (получил убытки). Можно представить, как собрались вместе производители электромобилей на очередном совещании, и каждый из них пытается убедить, что его модель самая лучшая и самая дешевая, но в итоге все остаются «при своих», то есть в минусе.
Похоже, что у многих компаний светит банкротство, и это напоминает сцену из комедийного фильма, где все оказываются втянутыми в какой-то абсурдный кризис, из которого выход есть, но он не очень-то и легок.
Может быть, китайским производителям электромобилей стоит обратиться за помощью к героям таких фильмов, которые всегда находят необычные, но эффективные способы решения проблем.
Интересно, что слишком агрессивная конкуренция и снижение цен на электромобили как будто создают ситуацию из анекдота про торговца, который продавал товар дешевле себестоимости, надеясь компенсировать убытки объемами продаж. Но как известно, дорогие кроссовки за копейки — это еще не прибыль, и китайские производители, возможно, плохо оценили свои возможности на рынке электромобилей.
Правительство Китая, удваивая субсидии для покупателей электромобилей, как бы пытается вытащить производителей из «китайских долговых оков», но вряд ли это окажется долгосрочным спасением.
Представим, что производители электромобилей — это пассажиры на титанике, бушующем в море конкуренции, и правительство Китая — это оркестр, который играет на палубе, пытаясь задержать крушение индустрии.
Все эти сложности, возможно, приведут к тому, что китайский рынок электромобилей произойдет консолидация, и это напоминает историю про трех поросят, строящих свои домики. Один поросенок строил из соломы, другой — из палок, только третий — из кирпичей. Третий оказался мудрее, потому что предвидел возможные трудности и не стал экономить на материалах.
Так что, наверное, в ближайшем будущем на китайском рынке электромобилей выживут только те, кто смог построить свой «кирпичный дом» с учетом всех возможных сложностей.
А пока можно наблюдать это напряженное состояние, когда каждый производитель пытается выжать из себя последнюю каплю прибыли, но при этом сам оказывается под угрозой убытков.