Арест руководства Коми дал шанс открыто высказаться журналистам

Что оставил после себя Гайзер и в чем причины его скоропалительного ареста, - обсуждали вчера сыктывкарские журналисты и общественники на пресс-клубе, организованном интернет-журналом "7x7".

Напомним, Следственный комитет возбудил уголовное дело против главы региона Вячеслава Гайзера и его коллег по правительству Коми по статьям «Преступное сообщество» и «Мошенничество». Среди арестованных — вся "верхушка": заместитель главы Коми Алексей Чернов, вице-премьер Константин Ромаданов, председатель Государственного совета Коми Игорь Ковзель, экс-сенатор от Коми Евгений Самойлов и так называемые «финансисты-технологи» В. Моляров, Д. Москвин, А. Гольдман, В. Веселов, а также И. Кудинов, П. Марущак, А. Фаерштейн, Л. Либинзон, Н. Моторина, М. Хрузин. Предполагаемый ущерб от деятельности чиновников оценивается более чем в 1 млрд рублей.

В просторном зале отеля "Авалон" собрались те, кто по статусу не должен молчать в сложившейся ситуации. Мнения звучали самые разнополярные: выступали как защитники главы республики, так и оппозиционеры, радующиеся объявленной  президентом Путиным "борьбе с коррупцией".

- Главный вопрос — почему Коми?  - начал свою речь Леонид Зильберг, руководитель регионального отделения партии "ПАРНАС" в Коми. - Мой ответ состоит из четырех пунктов. Это не экономические разборки, не криминальные разборки. Это показательная порка региона. Первое. Это должен был быть национальный регион для того, чтобы национальные регионы понимали, что они не неприкасаемые. Второе. Это должен был быть национальный регион с не очень харизматическим населением. Попробуй это устроить где-нибудь в Карачаево-Черкессии, и ты получишь все «прелести» джихада и прочее. Третье. Это не должен был быть дотационный регион. Что можно воровать в дотационном регионе? Там можно воровать московские трансферты. А куда потянется ниточка? Обратно в Москву. Нельзя локализовать это дело, оно выльется в пределы федерального масштаба, что не предполагалось организаторами всего этого. И четвертый пункт, но, может быть, первый по важности, — это то, что у правящей в Коми команды давно нет хорошей «крыши».

- Для того, чтобы держать власть, надо создать все — и идеологию, и экономику, поменять нравственность. Взять почту, телеграф, телефон, как говорил Владимир Ильич Ленин, -высказался Анатолий Каракчиев, бывший первый заместитель главы Коми. - Вот все это было объединено в одну систему, которой управляли несколько человек. За экономику отвечал один — сначала Зарубин, потом Ромаданов. За идеологию всегда отвечал Чернов. И не только средства массовой информации, но и избирательное право было на таком уровне... Как мне сказал Валерий Веселов, а я его лично знаю, что ему Лёша Чернов сказал, что может избрать в парламент даже лошадь. Он говорил, что не знает, что тут делать, — пойду в парламент, пойду в сенаторы или куда-то еще. Вы все это знаете. И какие могут быть сомнения, что эти люди виноваты? Почему мы их должны сегодня жалеть?

- Никто пока не доказал, что инкриминируемая Вячеславу Михайловичу сумма — миллиард рублей — имела место быть, - подчеркнул Дмитрий Несанелис, ученый, руководитель фонда «Региональная политика», вышедший в эфир по скайпу. -  Мы пока увидели то, что увидели в телевизоре. Это сейф, в котором лежат преимущественно тысячные банкноты. Ну и что? Это вполне может быть зарплата Вячеслава Михайловича. То, что рассказывают про самолет… Готов поверить, что лежали бумаги на самолет, но не лично для него, а для нужд республики. Это второй момент. Третий — 60 кг ювелирных изделий. А у кого их нашли? Где? Когда? Что это за ювелирные изделия? И даже если 60 кг, то, наверное, 58 из них — это столовое серебро. Еще раз говорю — никто не ангел. Но эти невероятные истории, которые якобы организовал Гайзер, вот в это я не верю.

В течении двух с лишним часов активные горожане вспоминали историю "правления" "Гайзера и Компании", сравнивали разные версии, лежащие в основе происходящего политического  скандала. Никто из действующих высокопоставленных чиновников, кто мог бы прокомментировать ситуацию,  в зале замечен не был.

Жестко высказался Андрей Никулин, член КПРФ, переведя стрелки с обсуждения фигурантов уголовного дела на самих журналистов и общественников:

- Мы должны понять, почему так случилось, что 10 лет нами управляла "мафия". Это стало возможным, потому что люди привыкли верить на слово. И это оказалось возможным, потому что у мафиозных структур оказалось слишком много приспешников и помощников. Кто эти помощники? Это те журналисты, которые каждый день пели здравицу власти. Это так называемые «общественники», которые тоже поддерживали, объединялись вокруг лидера группировки и всячески реализовывали его программу. Это верхушка партии «Единая Россия», которая говорила, что она является командой Вячеслава Гайзера. Что мы потеряли за эти 10 лет, пока у власти находилась организованная преступность? Мы потеряли гигантское количество денег и имущества. Того имущества, которое могло пойти на строительство дорог, жилья, выплату дополнительных пенсий, улучшение образования. Мы потеряли 10 лет пути. Мы топтались на месте и деградировали, благодаря тому, что кто-то молчал, а кто-то работал на руку нечистоплотным руководителям республики.

Пресс-клуб обозначил, что однозначных оценок арестам высокопоставленных лиц  Коми в обществе нет. Но нужно признать тот факт, что данное собрание оказалось тем открытым форумом, который вместил самые противоположные объяснения случившемуся. Не к этому ли и должна стремиться журналистика по факту своего существования? Может, шокирующие события минувших выходных послужат стимулом для возрождения свободной прессы. В прежних условиях такой диалог был бы вообще невозможен.

пресс-клуб дискуссия арестГайзера
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии
Exchange Rates
USD 93,927
EUR 100,257