- Аня, привет! Это Дима из Иваново...
В голове тут же проносятся тучи мыслей: какой Дима? Из какого Иваново?
- Ну помнишь, на турбазе у вас познакомились?
- На какой турбазе?- продолжаю "тормозить" я.
- Лыкас, путешественник! - уже почти отчаяшись, говорит голос в трубке. - У меня сейчас деньги закончатся, я звоню с иногороднего номера.
- Лыкас! Костровой! - узнаю наконец его и моментально перед взором встает картинка десятидневной давности, как мы с детьми возвращаемся после прогулки на турбазу в деревне Семуково (Усть-вымский район) и застаем на кухне незнакомца: "А вы кто? - Я? Путешественник! Вот, пирог вам яблочный пеку!.."
- Значит, доплыл? Ты где? - уточняю и еду забирать его из Заречья. А потом мы сидим уже на моей теплой кухне и по-настоящему обстоятельно знакомимся. - Ты ешь и рассказывай, - я про тебя статью буду писать.
****
Дмитрий Супонькин рос обычным мальчишкой на деревянной окраине Иваново. Новомодных площадок в его детстве во дворах еще не строили, и потому после школы он чаще пропадал в лесу, в поле, на реке. Наверно, оттуда родом его любовь к природе, к уединению. Ко времени окончания института по строительной специальности, Дима объездил уже всю родную область и стал подумывать об исследовании соседних территорий.
- На путешествия меня вдохновила книга Марины Галкиной, которая в одиночку прошла Камчатку, Чукотку, Якутию и описала свои приключения в дневниках, - рассказывает мой гость. - Несколько лет назад я решил, что тоже хотел бы посвятить всё свободное время познанию родной страны. За плечами у меня водные походы по Ивановской, Владимирской и Нижегородской областям. Захотелось узнать север, и выбор пал на Республику Коми. Получилось, что я сделал переход из бассейна южных рек в бассейн северных: половину пути я плыл по течению, половину - против.
Чтобы перейти с речки Монза на реку Сухону, мне пришлось преодолеть тридцать километров сухопутного пути, неся байдарку на себе. Не раз я сомневался, дойду ли до конца, до Сыктывкара, и не только погода с проливными дождями испытывала на верность идее.
По признанию Дмитрия, самые большие впечатления от путешествия - это люди. Попадались исключительно хорошие и порядочные. Чаще всего, конечно, рыбаки. Со всеми Дмитрий обменивался контактами.
- Сложно пришлось, когда под Устюгом я случайно утопил единственное весло. А идти-то надо против течения! Сплел какую-то лопатку из ивняка, догреб до города. Там познакомился с туристами-байдарочниками, они и подарили мне моё нынешнее весло. Трудно было, когда на речке Монза пришлось продвигаться два километра в день из-за бобровых плотин... Но это еще что! Когда я уплыл от вас, из Семуково, я потерял лодку! Видимо, подустал, потерял бдительность и плохо привязал судно, а был сильный ветер. Пока возился на берегу, оглянуться не успел, как байдарка уплыла, я даже не заметил, в какую сторону. Пошел ее искать ниже по течению, километров пять прошел - нету. Хорошо, мне помог эжвинец Андрей Самохин: на его "моторке" мы отыскали пропажу! Оказалось, лодку отогнал ветер выше по течению!
Иногда после нескольких дней "одиночества" я начинал скучать по общению и специально останавливался в какой-нибудь деревне, расспрашивал местных жителей об истории их селения. Удивило гостеприимство северных людей. У нас на Ивановщине так не принято - сразу с объятьями к чужому человеку. Это с Вологды началось и дальше на север: меня встречали как родного, предлагали баню, угощение, крышу над головой... При встрече с вами в Семуково, мы пекли пироги с яблоками, пели песни под гитару. Очень приятно было.
Четыре месяца плавания, двадцать новых адресов в записной книжке, три выдернутых клеща, одно утопленное весло, один встреченный медведь, три флешки с фотографиями... И всё-таки ради чего?
- Когда гребу не спеша, я мечтаю, например, о том, как встречу свою вторую половинку и как мы будем вместе путешествовать. Или просто наслаждаюсь красивой природой. Меня поразил северный ландшафт: холмистая местность, огромные валуны, сосны, пихты, низкие облака над рекой. У нас, в Иваново, все не так: равнины и лиственные леса.
Пока плыл, я придумал себе "лесное" прозвище - Лыкас Костровой. И всем чужим, в том числе журналистам местных газет, представляюсь именно так. Когда вернусь домой, под этим именем буду публиковать путевые заметки, может, потом книгу напишу. Надеюсь, это длительное путешествие не последнее. В следующем году я хочу дойти до Полярного круга. Маршрут продумываю через вашу республику или через Карелию.
Кто-то подумает про путешествие Дмитрия - причуды богатенького. Однако, мой гость уверяет, что на сборы и покупку снаряжения он потратил не более двадцати тысяч рублей, включая лодку, а в пути ему вообще не понадобились деньги.
- Мое снаряжение минимально: надувная байдарка, спальник и котелок. Для того, чтобы путешествовать деньги не нужны! Это миф, и я его развенчал. Всем, кто решит отправится на несколько месяцев в одиночный поход, я бы посоветовал обязательно брать спички, нож, компас, карту, тент от дождя (или палатку), сухой паек хотя бы на месяц. У меня с собой были крупы, мука, сухофрукты, орехи. По пути я ловил рыбу и собирал грибы, ягоды. Готовил на костре, спал под открытым небом. Конечно, не все готовы к такому экстриму, но лес, река - это моя стихия, я там себя чувствую, как рыба в воде, и уверен на сто процентов, что справлюсь со всеми трудностями. Без этой уверенности, наверно, не рискнул бы выйти в путь. Кроме того, я взял с собой мобильный телефон и отсылал родным смс-ки по мере продвижения, чтобы они не волновались и были в курсе моих координат.
Байдарка уже упакована в рюкзак, до Иваново Дмитрий будет добираться автостопом.
- Ты можешь мне сказать что-то на коми языке? - спрашивает он.
Но я, к сожалению, не знаю коми языка и вспоминаю только:
- Аддзысьлытoдз! (До свидания!) - и машу ему рукой, провожая на паром .