Дипломы больше не нужны?

Работодатели стали легче принимать на работу сотрудников без высшего образования. В каких сферах это проявляется и как отражается на вузах, пишет ТАСС

Отношение к высшему образованию в России противоречивое. С одной стороны, число получивших его людей растет: по последним данным Росстата, например, диплом вуза в 2017 году имели почти 30,4% жителей Коми в возрасте от 25 до 64 лет, а в 2010 году таких было около 24,8%.

Более половины выпускников колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, Новости ТПУ
Более половины выпускников колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, Новости ТПУ

В то же время все больше россиян полагают, что значимость вузовского диплома преувеличена, и сомневаются, что высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры. Более половины выпускников колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, чтобы найти высокооплачиваемую работу. А некоторые сервисы по поиску работы подумывают о том, чтобы убрать графу "образование" для некоторых вакансий. Значит ли это, что диплом вскоре превратится в бесполезную бумажку, а университеты закроются?

Кому не нужен диплом?

Лояльное отношение к "корочке" отчасти связано с меняющимися требованиями на рынке труда. Работодатели все больше воспринимают сотрудников как носителей определенного набора навыков, и при приеме на работу оценивают именно это, а не то, чему учился соискатель в институте.

"Любая система образования, будь то российская или западная, никогда не сумеет поддерживать навыки актуальными. Сейчас самое главное — уметь учиться всегда и всему, постоянно анализировать и приобретать востребованные навыки, оценивать разрыв между своими возможностями и новыми потребностями работодателей, стремиться этот разрыв закрыть", — говорят аналитики.

Поэтому в некоторых сферах диплом может не играть никакой роли при приеме на работу. Это, к примеру, области, связанные с оказанием интеллектуальных и прочих услуг, — маркетинг, туризм, развлечения, торговля. Много самоучек и среди представителей творческих профессий — дизайнеров, фотографов, копирайтеров, артистов. То же касается и новых специальностей, для которых вузовских программ пока не существует. Например, SMM или некоторые направления IT.

Много самоучек и среди представителей творческих профессий — дизайнеров, фотографов, копирайтеров, артистов, Алекс Динго
Много самоучек и среди представителей творческих профессий — дизайнеров, фотографов, копирайтеров, артистов, Алекс Динго

Однако высшее образование все еще важно в сферах, имеющих повышенную общественную значимость и ответственность: в медицине, фармацевтике, строительстве, транспорте, проектировании (от авиастроения до коммуникаций), высокоточном производстве, госслужбе.

высшее образование все еще важно в сферах, имеющих повышенную общественную значимость и ответственность: в медицине, фармацевтике, строите..., Воронеж
высшее образование все еще важно в сферах, имеющих повышенную общественную значимость и ответственность: в медицине, фармацевтике, строительстве, Воронеж

По данным опросов, более 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы. Причем это связано с отсутствием не только опыта, но и подходящих вакансий. Как следует из исследования НИУ ВШЭ, каждый четвертый дипломированный специалист выполняет работу, не требующую высшего образования, а около 30% работают не по специальности.

В поисках альтернативы

Проблема выпускников вузов, которые работают не по специальности, связана с отсутствием профориентации в школе, считает психолог Ольга Твардовская. Сейчас, по ее оценкам, около 40% школьников старших классов не понимают, куда идти. "Есть много людей, которые шли по накатанной и вдруг поняли, что занимаются не своим делом", — говорит она.

Проблема выпускников вузов, которые работают не по специальности, связана с отсутствием профориентации в школе, vogazeta.ru
Проблема выпускников вузов, которые работают не по специальности, связана с отсутствием профориентации в школе, vogazeta.ru

Кроме того, в обществе сохраняется восприятие диплома как "путевки в жизнь". Многие поступают, руководствуясь стереотипом о том, что без диплома карьеру не построить, либо поддаваясь давлению родителей. В итоге специалистов, которые осознанно получали профессию и тщательно выбирали вуз, мало. Ситуация усугубляется тем, что ряд программ высшего образования не соответствует реалиям современного рынка труда — либо устарели, либо очень теоретичны. В то же время и психологи, и хедхантеры, и работодатели согласны, что обучение в вузе дает ряд преимуществ: широкий кругозор, умение учиться и систематизировать информацию, способность посмотреть на проблему с разных точек зрения и спрогнозировать развитие событий, а также более развитый эмоциональный интеллект. Это помогает, даже если человек по специальности потом не работает.

Вузы готовятся к интеграции

В вузах заметили меняющийся настрой школьников. Старшеклассники стали разворачиваться в сторону среднего профессионального образования и теряют интерес к некоторым вузовским направлениям подготовки, например экономике, сервису, менеджменту, политтехнологиям.

Но от изменений на рынке труда вузы отчасти защищены новыми профессиональными стандартами, которые с 2020 года должны быть внедрены в компаниях с госучастием от 50%. Это набор параметров для каждого вида деятельности, включая описание трудовых функций и уровень квалификации — от первого (неквалифицированный труд) до девятого (руководители страны). Требование иметь диплом бакалавра прописано уже в шестом квалификационном уровне, к которому относятся специалисты среднего звена.

Но вузам тоже придется подстраиваться, им нужно налаживать тесное партнерство с работодателями, помогать им в продвижении сотрудников, которые достигли определенной квалификации и нуждаются в повышении уровня образования.

А как за границей?

"Кризис диплома" затронул многие западные страны. В Германии, например, переориентировали систему высшего образования на короткие, трехлетние, программы, которые позволяют выпускникам сразу трудоустроиться, а потом уже, если будет желание, продолжить учебу.

В Австралии нашли иные способы поддержать престиж образования и компенсировать снижение востребованности специалистов с дипломами на рынке труда. С одной стороны, власти сократили поддержку обучения за счет госбюджета, но при этом видоизменили систему образовательных кредитов: если выпускник вуза смог трудоустроиться, то, как и раньше, сам выплачивает долг, а если он успешно усвоил программу, но работу найти не сумел, государство возмещает кредит за него. Кроме того, в стране отрабатывают технологию контракта на человеческий капитал, когда любой частный инвестор может оплатить образование студента в обмен на часть его доходов в будущем. 

Как и в России, компании за рубежом трепетно относятся к дипломам, когда речь идет о должностях, требующих определенной степени, лицензии или сертификата для легального трудоустройства: от здравоохранения до права, инженерии и некоторых технических должностей.

По мнению экспертов, адекватной альтернативы вузам пока нет, так что дипломы не "вымрут", а вузы еще долго будут оставаться базой, где человек не просто получает знания, но и развивается как личность, приобретает культурный и социальный капитал.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии
Exchange Rates
USD 60,88
EUR 63,293