С детскими театральными коллективами я занимаюсь не первый год. Специального образования у меня нет, только педагогическое, и опыт работы в народном театре "Фантастическая реальность".
Сначала меня попросили помочь педагоги и родители воскресной школы при Эжвинском православном приходе. Силами родителей и педагогов мы подготовили несколько рождественских постановок. А в этом году, в сентябре, меня, как режиссера, пригласили в сыктывкарский центр семейного образования "ЛАДиЯ ". Ребята хотели поставить к Новому году спектакль "Приключения Буратино и его друзей".
По правде говоря, я не думал, что за такое короткое время мы можем создать что-то серьёзное. Своими сомнениями я поделился с нашим идейным вдохновителем центра Анной Бобрецовой. Её ответ меня успокоил и удовлетворил. Она рассматривает нашу театральную студию как группу арт-терапии.
При таком подходе показ спектакля становится совокупностью личных достижений ребят. Через творчество дети учатся преодолевать свои страхи (например, выступать на публике), тревоги, учатся общаться со сверстниками и взрослыми участниками проекта. Пробуют при помощи голоса, мимики и жестов точно и выразительно излагать мысли и переживания, тренируют свою память и наблюдательность, развивают фантазию, воспитывают в себе ответственное отношение к делу, роли, костюму, к реквизиту.
Чему могут научиться школьники, участвуя в любительских постановках (фото) - фото 2
В начале наших занятий я сообщил ребятам, что театр - это дело коллективное, и очень важна слаженность и согласованность действий в работе, дисциплина, умение слушать и слышать друг друга, вовремя помочь товарищу на репетициях и во время выступления. К сожалению, в ходе подготовки пришлось снять одного актёра с роли. Это решение было вынужденное и очень трудное для меня. Порадовало, что девочка не обиделась и продолжила сотрудничать, но уже в качестве декоратора, а после спектакля даже проговорилась, что сыграла бы Лису Алису, если актриса откажется. Я считаю, это тоже успех. Понравилось, значит.
После спектакля родители маленьких артистов поделились своими впечатлениями: заметили, что их дети немного изменились. Один научился точно координировать свои танцевальные движения с ритмом музыки (что на репетициях представляло для него сложнейшую задачу). Благодаря настойчивости мамы, его собственному сильному желанию, помощи педагогов мальчик смог-таки на финальном танце не отставать от других.
Чему могут научиться школьники, участвуя в любительских постановках (фото) - фото 4
Другая родительница отметила: ребята очень постарались, выходили вовремя на сцену и старались “не терять” свои образы. Да и сам я увидел, как перед спектаклем дети волновались, переживали за выход своих друзей. Как они преображались, когда появлялись перед зрителями.
Чему могут научиться школьники, участвуя в любительских постановках (фото) - фото 5
Конечно, над многим еще предстоит поработать: над дикцией, над глубиной характеров. А пока небольшие победы окрыляют детей и помогают быть более уверенными в себе. Помогают не бояться трудностей и верить, что благодаря вере в себя и в доброту, поддержку друзей, можно достичь интересного результата. Например, подготовить за три месяца спектакль.