Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников!»

Республиканский центр дополнительного образования скоро отметит 25-летний юбилей. На базе учреждения сегодня занимаются более 2 200 детей в возрасте от 4 лет до 21 года. В штате работают 146 сотрудников.

 Под крылом РЦДО работают филиалы в селе Пожег Усть-Куломского района и в селе Визинга Сысольского района. Причем, если в столице Коми больше блистают воспитанники художественной направленности, то Пожег прославляют  юные мастера  плетением из бересты,  мастерицы - вышивкой, вязаными и валяными изделиями, а в Визинге находятся одни из лучших детских объединений  технического творчества в  республике.

 На пороге важной даты корреспондент портала pro8212.ru встретился с директором учреждения  Натальей Арабовой.

 - Наталья Валерьевна, расскажите, что такое дополнительное образование? В чем его существенная разница с общим образованием?

- Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как  придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам учащимся  заниматься художественным и техническим творчеством,  и естественно - научной деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

- Можно ли говорить, что вы даете предпрофильное образование?

- Я бы так не сказала. Предрофильное образование дают  учреждения, учредителями которых являются министерство культуры и министерство спорта. Мы, скорее, организуем досуг детей, уводим их с улиц. Хотя у нас есть примеры, когда именно наши воспитанники решали продолжить свое образование по направлению выбранного объединения.

Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 1
Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 1

Яркий пример – Евгений Лисовский, нынешний преподаватель игры на ударных инструментах. В РЦДО он пришел в 12 лет, записавшись на занятия к инструменталисту Николаю Дмитриевичу Жикину. Закончив общеобразовательную школу, Евгений поступил в колледж культуры, и после его окончания работает  в РЦДО педагогом. В этом году он как педагог дополнительного образования представлял Республику Коми на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».

Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 2
Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 2

Также к нам пришли работать наши воспитанницы Марина Забелинская, в настоящие время она  является педагогом  детской хореографической группы  «Капель» (кстати, она является и ее основателем и идейным вдохновителем),  Екатерина Канышева, ныне педагог-репетитор ансамбля песни и танца  «Сигудэк», Елена Машкина, педагог класса акустической гитары. Так что, нам  есть чем гордиться.   

- Наталья Валерьевна, вы сами в детстве ходили на какие-нибудь «кружки»?

- Я выросла в Воркуте. Занималась профессиональным спортом – волейболом, входила в состав сборной Республики Коми.  В жестком расписании спортивных тренировок совсем не было места для «кружков» во дворце пионеров. Тем не менее, я окончила музыкальную школу, - папа настоял, - но на фортепиано играла без особого удовольствия.

Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 3
Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 3

- Зато, наверно, начальное  музыкальное образование помогает понимать своих творческих коллег, их идеи?

- Руководить большим коллективом помогают мне, как ни странно, спортивные навыки. И самое первое – это умение работать в команде. Второе –  нацеленность на результат, на победу. Я считаю, что имя республиканского центра накладывает свои обязательства: учреждение должно быть лучшим в регионе, примером для всех. Меня радует, что коллеги, педагоги, методисты  меня в этом поддерживают.

Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 4
Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 4

- Детям нужно пройти какие-то испытания, чтобы записаться в студии РЦДО?

- Нет, что вы! Как такового отбора, конечно, нет. Все желающие в порядке очереди записываются в Центр (приемная комиссия начинает свою работу в августе). Во время обучения ребенок может поменять детское объединение, по различным причинам, например не нравится сфера деятельности или педагог (к сожалению, такое тоже бывает), или по состоянию здоровья не способен вынести  большую нагрузку, которую получают дети на занятиях хореографией.

Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников!», фото-5 Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 5 Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 5

Еще  бывает так, что родители видят своего малыша,  великим вокалистом, а у ребенка развито, скажем, инженерное мышление. Тогда разговариваем с родителями, предлагаем перейти в другое объединение. Я сама свою дочку в четыре года отдала на танцы. Она с трудом несколько лет там «отмучилась», как она потом делилась, в итоге бросила студию и записалась в спортивную секцию. Сейчас вполне успешно выступает в соревнованиях. Каждый ребенок индивидуален, а ценность дополнительного образования в возможности выбора направления деятельности.

- В РЦДО очень красиво. Сложно ли в нынешних экономических условиях поддерживать соответствующий уровень комфорта?

- Ежегодные косметические ремонты –  требуют не так много средств, как, например,  покупка современного оборудования. Осветительные приборы, микрофоны, колонки, интерактивный задник – вот то, на что действительно сложно найти деньги. Кроме того, сегодня уменьшились зарплаты сотрудников. У педагогов  зарплаты остались прежними,  а технический и административный персонал, пострадали.

Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 6
Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 6

  Но даже это не главное. На республиканском  уровне прекращено финансирование поездок талантливых детей – на конкурсы, слеты, фестивали и т. д.  Еще год назад мы могли направить юных художников,  музыкантов, танцоров за счет республиканского бюджета, сейчас этой возможности  нет.

Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 7
Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 7

- Наталья Валерьевна, есть некоторые современные направления дополнительного образования, которые требуют достаточно веских вложений. Это компьютерные кружки, картинг, все виды моделирования. Развивает ли РЦДО эти виды творчества, как они поддерживаются?

- Мы пытаемся их развивать, но в отсутствии целенаправленного государственного финансирования, это невозможно. В настоящий момент техническим творчеством  в республике занимается  три с половиной процента  детей от общего числа школьников, занимающихся дополнительным образованием.  Между тем, техническая направленность  в Российской Федерации заявлена как приоритетное направление допобразования. Когда наши педагоги выезжают на семинары, совещания  в Челябинск, в Санкт-Петербург, в Ханты-Мансийск, когда они видят, как там развита техническая направленность, они только разводят руками: мы даже не знаем, как работать на таких аппаратах! Судо-, авиа-, автомоделирование, робототехника – эти объединения выживают только за счет энтузиазма педагогов  и родителей. Оборудование, детали, конструкторы, инструменты для этих детских объединений  стоят настолько дорого, что ни одно образовательное учреждение не справится с таким финансовым грузом самостоятельно.

Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников!», фото-10

В республике необходимо  разработать и принять программу, нацеленную на развитие инженерного мышления школьников. По примерным расчетам для развития технического творчества  требуется 15 миллионов рублей вливаний в каждое учреждение дополнительного образования: современное оборудование стоит больших  денег.

- У вас не опускаются руки, когда сталкиваетесь с такими глобальными трудностями?

- Нет! Наш коллектив обладает прекрасным качеством, идти вперед, несмотря ни на что, и мы поддерживаем друг друга, иногда даже не осознанно. Проблемы всегда есть и всегда будут. Что касается технического творчества, я уверена, что очень скоро республиканское правительство  решит данную проблему, а мы им в этом поможем.

Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 9
Наталья Арабова: «В республике необходимо разработать программу развития инженерного мышления школьников.» (фото) - фото 9

Республиканский центр большой, и у нас есть не только проблемы, но и достижения, мы гордимся победами наших учеников в конкурсах, победами наших педагогов в конкурсах профессионального мастерства. Мы гордимся инновационной деятельностью наших методистов, гордимся  работой наших режиссеров и аниматоров. Еще мы гордимся, тем что  даем благотворительные концерты, работаем волонтёрами  в больницах, организовываем профильные смены,  которые являются одними из лучших в нашей республике. Мы гордимся тем, что мы работаем в РЦДО!

РЦДО Арабова юбилей
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии
Exchange Rates
USD 93,268
EUR 99,368