Что нужно знать до перехода от хобби к своему делу, - об этом размышления психолога-тренера.
Помню, как человек, к которому я обращалась за консультацией – директивный и работающий, так сказать, «в позиции сверху», сказал мне: «Брось заниматься ерундой с фильмами и начни снимать свадьбы и утренники в детских садиках. Это неприятные, но большие - деньги». После этого я даже в нескольких детсадиках развесила объявления, но на этом всё и остановилось.
Так можно ли зарабатывать на творчестве а-ля «хобби»? А вот это уже большой вопрос и отдельная тема для разговора. И решение тут берется не от стороннего консультанта, который сделал себе бизнес и дает рекомендации в стиле «делай раз, делай два, делай три, и будет тебе счастье», а как-то изнутри, когда идея становится персонально-твоей и весь опыт, который к ней прилагается – тоже является твоим.
С чего начинается творческое предпринимательство: с идеи,с бизнес-плана, с прохождения программы по управлению, с регистрации ИП? Не-а. С осознания себя человеком, который теперь все делает сам и который делает то, что делает его счастливым? Близко, но все равно – не то. Оно начинается с осознания себя уникальным и востребованным. С утверждения своего креативного Я, с рождения и становления субличности предпринимателя, с понимания своих философии и миссии, от которых произрастает личный бренд. Ведь предприниматель, особенно творческий, продает вовсе не свои варежки с вышитыми маками и не свечи ручной работы. Он продает себя – свое мировоззрение и свои сверхзадачи. Что Я такое есть – тем и будет моя продукция или услуга. Улавливаете?
Ну, а потом уже начинается все самое интересное, ведь этот бренд нужно вынести на свет. Потому что платим мы, если честно, не за шапочку, а за созвучие уникального. Именно поэтому выбираем конкретно вот такую шапочку, а не другую. В полосочку, а не с помпоном. Там, где сработало это самое созвучие,туда направился клиент или заказчик, или покупатель. Так что брендировать в первую очередь себя – дело важное. И важно сделать это до того, как предприниматель станет добропорядочным налогоплательщиком, претендентом на получение гранта и фрилансером без соцпакета.
Обычно же счастливые люди, желающие делать то, что делает их счастливыми, поступают как-то иначе. В результате оказываются вдруг много кому чего должными, и при этом никто ничего не должен им. Вы оформляете ИП-шку и теперь должны откладывать деньги и платить налоги, хотя прибыли еще нет. Вы проходите программу предпринимательства, и за проведенный курс кто-то отчитывается - курс проведен!
При этом вам дается возможность получения гранта, и вместе с ней вы должны: написать бизнес-план, подать на его рассмотрение, потом обязуетесь быть окупаемыми, да еще и с ростом дохода, причем с предсказуемым ростом дохода - вы же уже программу прошли и научились вписывать данные в таблицы. Вы становитесь обязанными быть успешными в глазах своего окружения. И все это создает такую степень давления, которая не дает развиваться, да и просто жить в нужном режиме. А если это еще и творческое предпринимательство?
И вот так, первый год, промучавшись в новом качестве фрилансера, я поняла, что делаю что-то не то. Отучившись на двух бизнес-программах, опять поняла, что что-то не то, и начала обучение в Московском институте психоанализа, в процессе успела пройти обучение коучингу, и только тут у меня многое встало на свои места.
Первое, что я поняла: предпринимательство (не бизнес!) – это, в первую очередь, психология, а потом уже экономика, и не наоборот. И многие наши стартаперы закрываются или работают на уровне «стрижка на дому» просто потому, что не знают, что продают они, в первую очередь, неповторимого себя своему неповторимому клиенту. Так кто вы?