«Летучая мышь» — одно из самых непревзойденных творений не только автора, Иоганна Штрауса-младшего, но одна из самых изумительных оперетт. Согласно неподтвержденным слухам, Жан Оффенбах натолкнул Штрауса на мысль писать оперетты. Однажды, беседуя с композитором Оффенбах невзначай заметил: "А почему бы вам, милый Штраус, перестать писать вальсы и начать писать оперетты?" Считается, что идея очень понравилась Штраусу, и сейчас мы можем наслаждаться великолепными опереттами, написанными композитором. История же создания оперетты «Летучая мышь» подтверждает, что путь от сценария к спектаклю порой бывает нелегким.

Премьера «Летучая мышь» состоялась 5 апреля 1874 года. Как это не удивительно, хотя история насчитывает немало таких примеров в мире музыки, оперетта не вызвала восторженного приема у публики. И. Штраус не был разочарован слишком сильно, но многие участники постановки рассчитывали на более теплый прием. Весомую роль в отношении к спектаклю сыграли критики, давшие не очень высокие оценки оперетте. Например, критик Э. Ганслик, мнение которого было довольно весомым в венском обществе, назвал оперетту «попурри из вальсовых и полечных мотивов». «Летучая мышь» действительно стала классическим образцом танцевальной оперетты. За основу почти всех номеров были взяты вальс или полька. 

Оперетта получила единственный благожелательный отзыв в газете «Morgenpost», автор которого тонко отметил, что «в партере можно было заработать морскую болезнь – из-за покачиваний публики в такт волшебным звукам». Таким образом, спектакль прошел 17 раз и был снят из репертуара. Однако в июне того же года «Летучая мышь» с огромным успехом прошла в Берлине. Благодаря этому триумфу, оперетта вернулась на венскую сцену, став жемчужиной венской опереточной сцены. 

«Летучая мышь» до сих не сходит с театральных сцен, оставаясь любимейшим музыкальным произведением жанра оперетты. Очарование ее радостных мелодий, их веселая танцевальность пленяют своим праздничным жизнеутверждением, а тонкий юмор и филигранная ирония, мастерски вписанные в сюжетную линию, восхищают и соединяют мелодраматический и чисто комедийный стили. Музыку этой оперетты отличает особая атмосфера радости, предвкушения праздника, ожидания новых эмоций! И. Штраус в ней воспевает знакомые каждому человеку идеалы – тепло семейного очага, преданная любовь, чистота помыслов и душевный покой. Ненавязчивая и легко запоминающаяся музыка дарит зрителю веру в настоящую любовь, подлинную красоту и истинное счастье, к которым стремится сердце и разум каждого из нас.