В Сыктывкаре издана книга старшего лаборанта лаборатории археографии и публикации источников Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Б.Р.Колегова «Странная страна. Усть-Сысольск − Сыктывкар и его обитатели на страницах республиканских газет. (Июнь 1918 − июнь 1941 гг.)». Внушительный том (540 страниц формата А4) представляет собой любопытнейшую подборку публикаций газет «Зырянская жизнь», «В зырянском краю», «Югыд туй», «За новый Север» (все эти названия последовательно носила газета, получившая затем имя «Красное знамя»),  посвященных повседневной жизни горожан в период между Первой мировой и Великой Отечественной войнами. Этот чрезвычайно интересный и важный период советской истории можно условно разделить на два этапа: первый − постепенное формирование новых критериев и идеалов усть-сысольской повседневности (с первых послереволюционных лет до конца 1020-х), второй − складывание их в определенную систему ценностей и приоритетов городской жизни сыктывкарцев (1930-е годы).

Осуществленное Б.Р.Колеговым издание, не претендуя на абсолютную полноту охвата материалов (это, впрочем, вряд ли возможно), является весьма и весьма  значительным собранием источников − зачастую уникальных − о городской повседневности Коми края первых десятилетий Советской власти, солиднейшей базой для дальнейшей научной работы по актуальному направлению исторических исследований, которое стало развиваться в Республике Коми в начале XXI века. Газетные публикации сопровождаются авторскими комментариями, позволяющими читателю лучше уяснить суть происходивших событий и явлений, получить о них дополнительную информацию. Книга содержит также ряд приложений, среди которых имеющие самостоятельный интерес схемы Усть-Сысольска (1918 г.) и Сыктывкара (1941 г.); перечень городских объектов (1918 и 1941 гг.), список названий городских улиц в 1918 – 1941 годах.

Стоит особо подчеркнуть, что  этот труд подготовлен и издан по инициативе и силами автора, коренного сыктывкарца-историка, стремящегося не только глубже исследовать прошлое своего родного города, но и поделиться своими знаниями с другими горожанами, живущими сегодня в совсем ином Сыктывкаре − как когда-то в другом Сыктывкаре жил и сам Борис Рудольфович. В обращении к читателям автор пишет об этом так: «Когда я был ребенком, и трава была ближе, а небо выше, я жил совсем в другом городе. Я видел здание железнодорожного вокзала из окна своей квартиры на Октябрьском проспекте; ловил жуков-плавунцов и лягушек в лужах на месте Сыктывкарского госуниверситета; играл в индейцев, рыцарей и разбойников в диком Мичуринском парке (с большим болотом в центре); открывал в мае месяце «плавательный сезон» на городском пляже у лодочной станции под Кировским парком.

Я ездил в детсад через улицу Карла Маркса и Юбилейную площадь на ПАЗике с дерматиновыми сидениями. Не было еще ни ЦУМа, ни здания Госсовета, ни памятника В.И. Ленину. На месте бассейна располагался колхозный рынок, где продавали не только зелень и овощи, но и живых кроликов и цыплят. В субботу-воскресенье мы с мамой на теплоходах (которых тогда было много) ездили в Озел или Лемью, чтобы просто нарвать сирени. А в детском садике летом нам устраивали экскурсии на двухпалубных пароходах. Строитель, Дальний, Тентюково, Мясокомбинат, Лесозавод, Кочпон, Чит и Красный Затон были далекими районами. По реке ходили буксиры с плотами, моторные лодки и плыли бревна.

В центре города стояли одно- и двухэтажные деревянные дома с выгребными ямами во дворах. Летом на улицах продавали (на разлив) газированную воду с сиропом или без и уцененные книги. И мне есть что рассказать моей внучке. А что я знал о нашем городе первой половины ХХ века?  Ничего. Поэтому и появилась у меня идея сесть и почитать газеты ТОГО времени».

Результатом чтения стала книга, которую могли быть с огромным удовольствием читать тысячи сыктывкарцев (да и не только сыктывкарцев). Могли бы − но, увы, не смогут, поскольку у издания есть один недостаток − чрезвычайно маленький (особенно для такой книги) тираж. Впрочем, по словам автора, им собрано гораздо больше материалов, чем вошло в эту книгу, и работа над источниками продолжается. Второе, расширенное и дополненное издание будет насчитывать уже существенно большее количество экземпляров − тем более, если найдутся заинтересованные люди, готовые оказать помощь в переиздании.