Постановка Театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Вольфганг Амадей Моцарт
DON GIOVANNI / ДОН ЖУАН
dramma giocoso («веселая драма») в 2-х действиях

Либретто: Лоренцо Да Понте
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Теодор Курентзис
Режиссер: Валентина Карраско
Сценография: Эстерина Зарилло, Валентина Карраско
Художник по костюмам: Мета Бронски
Художник по свету: Петер ван Прает
Хормейстер: Виталий Полонский
Видео: WOOW Your Life
Руководитель группы continuo: Джори Виникур
Хор и оркестр musicAeterna Пермского театра оперы и балета

«Дон Жуан» (Don Giovanni) – заключительная часть проекта «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми» Пермского театра оперы и балета. Начиная с 2011 года этот крупный проект, приведший к возникновению такого культурного феномена, как «пермский Моцарт», оставался в руках дирижера Теодора Курентзиса, но при этом представлял варианты разных режиссерских решений. В случае с «Дон Жуаном» речь идет о новом взгляде на Моцарта и его заглавного героя – и это взгляд женский.

Спектакль поставила режиссер из Аргентины Валентина Карраско, которая в 2013 году справилась с вагнеровским «Кольцом нибелунга» (Буэнос-Айрес), а в мае 2014-го сделала «Поворот винта» Бриттена (Лион). Будучи участницей знаменитой каталонской труппы La Fura dels Baus, воспроизводящей душу музыки в эффектных сценических образах, Валентина Карраско населила сцену пермского театра манекенами и людьми, скованными корсетами и бандажами, среди которых единственным по-настоящему живым и свободным человеком оказывается Дон Жуан.

Валентина Карраско, режиссер–постановщик оперы:

– Дон Жуан идет на риск – и побеждает. Это очень редкое качество. Он не является образцом для подражания, это точно, но может быть напоминанием о том, как прожить жизнь, не загоняя себя в рамки. Дон Жуан не зажат внешними факторами, он единственный в нашей постановке не носит бандажей или протезов, которые служат метафорой социальных ограничений.

Самый знаменитый моцартовский шедевр Валентина Карраско стилизует под киножанр «нуар» периода расцвета в 1940-х-1950-х, вдохновляясь при этом и работами сюрреалистов, которые исследовали тему глубинных желаний и бессознательных влечений.

Для музыкального руководителя постановки Теодора Курентзиса это новое, после московского триумфа четырехлетней давности (Большой театр России, 2010, режиссер-постано вщик Дмитрий Черняков), обращение к великой партитуре Моцарта.

В Перми музыканты оркестра musicAeterna на аутентичных инструментах играют так, словно только что шагнули в современность из XVIII века. Группа континуо под управлением Жори Виникура на хаммерклавире, с поддержкой виолончели и лютни сопроводит исполнение речитативов. Группа струнных экипирована жильными струнами и смычками исторических моделей – для большей глубины и точности звукоизвлечения. Классические модели флейт, гобоев, фаготов и кларнетов создадут самобытное тембральное пространство, а натуральные валторны и трубы с поддержкой барочных литавр наполняют его объемным и выразительным звуковым рисунком. Группа из трех сакбутов (предок современного тромбона), которые редко использовались в оркестровом репертуаре эпохи Венского классицизма, сопроводит финальную сцену гибели Дон Жуана.

Вокальный ансамбль представлен двумя сильными и яркими составами солистов.

Спектакль, поставленный режиссером Валентиной Карраско и маэстро Теодором Курентзисом, уже получил множество откликов. По словам музыкального критика Екатерины Бирюковой, пермс кий «Дон Жуан» «выдался зрелищным, чувственным, веселым (зал реально постоянно хохочет), грустным и очень живым, несмотря на то, что речь в нем идет о людях-манекенах» .

 «Но превращает этот спектакль в важнейшее событие начинающегося сезона работа музыкантов – и реющего буревестником над оркестром Курентзиса, и самого оркестра musicAe terna, разговаривающего с Моцартом на равных, и команды певцов», — счита ет критик Анна Гордеева.

 Согласна с ней обозреватель ИД «КоммерсантЪ» Юл ия Бедерова: «Это ли не идеальный каст, когда приглашенные звезды, европейцы и участники труппы составляют совершенный ансамбль. Когда спектакль – это особый, уникальный продукт как в местном, так и в международном контексте и этим ценный. И когда региональная премьера – событие международного уровня и значения».

Награды:

Номинации на премию «Золотая Маска» 2016 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая женская роль» (Наталья Кириллова, Надежда Павлова).